- «фишинг» – вид дистанционного мошенничества, при совершении которого злоумышленники (в ходе телефонного разговора, посредством направления электронного письма или смс-сообщения) получают личные конфиденциальные данные о банковской карте, номере счета, логины и пароли для входа в интернет-банк, а также пароли безопасности, позволяющие произвести списание находящихся на банковской карте денежных средств. Жертвами указанного вида мошенничества зачастую становятся незащищенные, малообразованные, доверчивые слои населения. Представляясь зачастую сотрудниками кредитных организаций, преступники вводят в заблуждение граждан относительно совершаемых несанкционированных списаний денежных средств, осуществляемых покупках и т.п., после чего просят назвать конфиденциальные сведения с целью пресечения возможного совершения преступления. Граждане, доверяя полученной информации, желая обезопасить свои денежные средства от преступных посягательств, сообщают запрашиваемую информацию, в результате чего злоумышленники похищают принадлежащие им денежные средства.
- «фарминг» - процедура скрытого направления на ложный IP-адрес, то есть направление пользователя на фиктивный веб-сайт, чаще всего используемый для приобретения товаров и услуг (ozon.ru, avito.ru, aliexpress.ru, joom, biglion, купинатор, кассир.ру, билетер, сайты по продаже билетов на ж/д и авиатранспорт и др.);
- «двойная транзакция» (при оплате товаров и услуг продавец сообщает об ошибке, предлагает повторить операцию, а в дальнейшем денежные средства списываются дважды по каждой из проведенных операций)
- «траппинг» (манипуляции с картридером банкоматов, позволяющие либо не возвращать карту владельцу, либо списывать все данные карты для дальнейшего их использования).
- Основные схемы телефонного мошенничества:
- Обман по телефону.
Звонок сотрудника банка - когда неизвестный представляется сотрудником службы безопасности какого-либо банка и сообщает, что с Вашего банковского счета происходят операции по несанкционированному списанию денежных средств, и в целях безопасности счета предлагает перевести сбережения на «резервный» или «безопасный» счет. Распространены случае сообщения информации об оформлении на Вас кредита и необходимости пройти в приложении онлайн-Банка по определённой ссылке для его аннулирования (выполнить иные инструкции).
Звонок сотрудника правоохранительных органов - когда неизвестный представляется сотрудником полиции, следователем и т.д. и сообщает, что проводится спецоперация по поимке мошенников и для этого необходимо перевести деньги на «специальный» счет. При этом требует не звонить в банк, так как сотрудники банка заодно с мошенниками.
Ваш родственник, либо близкий человек попал в беду (например, машиной сбил человека или обвиняется в совершении преступления), и задержан сотрудниками полиции, и неизвестный сообщает, что для освобождения необходимо перевести на счет денежные средства либо для примирения с пострадавшим либо в качестве взятки сотрудникам полиции. Возможны варианты, при которых в разговоре может принять участие якобы сотрудник полиции, который будет подтверждать сказанное.
ВАЖНО: Это звонят мошенники (несмотря на то, что определившийся на телефоне номер может соответствовать номеру телефона банка или правоохранительных органов, зачастую – Московского региона (499, 495… и т.д.), так как при помощи специальных устройств мошенники меняют номера на абсолютно любой номер – так называемые подменные номера), сотрудники банков никогда не звонят своим клиентам, и тем более, никогда не требуют переводить с личного счета деньги. Представители правоохранительных органов могут звонить только для вызова в помещения правоохранительных органов с целью получения объяснений, истребования документов по находящимся в производстве уголовным делам и материалам проверок.
При поступлении такого звонка необходимо прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь, либо в указанный государственный орган или кредитную организацию для перепроверки информации.