«Мемориальный музей В.С. Золотухина»
Мемориальный музей В.С. Золотухинав был создан в статусе филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул).
Распоряжение Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина за № 254-р от 17 июля 2014 г. о создании Мемориальный музей В.С. Золотухина положило начало работе по созданию концепции будущего музея. В 2015 г. началось проектирование и строительство нового здания районного культурно-досугового центра в Быстром Истоке (ул. Советская, д.6«б») по соседству с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Часть площадей центра была отведена для создания музейной экспозиции, посвященной творческой и общественной деятельности В.С. Золотухина.
Сам В.С. Золотухин жил с мыслью, что его работа должна быть не сиюминутной, а нацеленной на прорыв в будущее. Валерий Сергеевич уделял достаточное внимание ведению личного дневника и формированию своего архива. Валерий Сергеевич собирал и бережно хранил фотографии, письма, документы, автографы, рукописи, книги и пр. И это обстоятельство позволило начать формировать в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая личный фонд Валерия Сергеевича еще при его жизни. Актер лично передал в ГМИЛИКА 196 ед. хр. А после смерти актера значительная часть личного архива Валерия Сергеевича была передана ГМИЛИКА вдовой Тамарой Владимировной Золотухиной. Этот представительный комплекс материалов существенно дополнили сподвижницей Золотухина, поэтесса Н.П. Краснова, а также издатель П.А. Кобликов, житель Быстрого Истока и друг Золотухина – В.Д. Кирьянов и мн.др. Общий объем музейного собрания на сегодняшний день составляет около 3000 предметов музейного значения.
Работу по созданию архитектурно-художественного проекта и его реализации выполнила группа сотрудников ГМИЛИКА (Е. Огнева, А. Онофрейчук, З. Писаревская) во главе с директором музея И.А. Коротковым и молодых архитекторов и дизайнеров (А. Дергунов, Е. Затульветер, М. Максименко) во главе с Дмитрием Индюковым.
В ходе работы над проектом авторский коллектив нашел архитектурное решения экспозиционного зала, органично соединившееся с конструктивными особенностями здания. В проекте коробка помещения максимально открыта: элементы несущих конструкции, коммуникации просматриваются с минимальной маскировкой. Отступ от общепринятых норм характеризуют интерьер в авангардном стиле, созвучном Золотухину, который был актёром авангардного театра и по своей внутренней природе человеком экспериментирующим.
Проектировщиками был сохранен максимально большой объем экспозиционного помещения, который служит нейтральной средой для предметного наполнения отдельных тематических экспозиционных комплексов документами, фотографиями, афишами и др.).
Зал оснащен мобильным экспозиционным оборудованием: 5 больших витрин легко перемещаются, обеспечивая возможность быстрой трансформации экспозиционного зала с возможностью использовать музейное оборудование для организации массовых мероприятий, спектаклей, чтений, творческих встреч, специальных программ для посетителей с ограниченными возможностями. В центре зала строит оригинальная витрина-стол, в ящиках которой скрыты 8 планшетов, в которых размешены сканированные копии рукописей Золотухина и эпистолярных источников.
В интерьере зала применён художественный приём поэтапного раскрытия перед зрителем содержания экспозиции. Витрины к входу повернуты тыльной белой стороной, на которой посредством видеопроекции непрерывно «движется» текст – цитаты из дневников Валерия Сергеевича. По мере прохождения по маршруту осмотра экспозиции содержание витрин поочередно открывается посетителям.
В экспозиции есть две стационарные зоны для просмотра видео на большом экране: одно из них оборудовано как небольшой зрительский кинозал.
Художественное решение экспозиции обусловлено тем, что основное наследие В.С. Золотухина нематериально. И посетители музея должны иметь возможность видеть фильмы и спектакли с участием Золотухина, слышать песни в его исполнении, смотреть интервью актера. Благодаря таким записям мы можем услышать живое слово Золотухина, узнать «из первых уст» о его отношении к искусству, к людям и к своей малой родине, увидеть актера в его лучших образах.
Для визуального расширения пространства экспозиции проектировщиками было предложено оригинальное решение с панорамным окном, открывающим вид на сельский пейзаж. Рядом с окном оборудовано место для прослушивания записей Золотухина. Окно может перекрываться киноэкраном, который будет удобно использовать при проведении массовых мероприятиях.
В архитектурно-художественном решении экспозиции есть еще одна обращающая внимание на себя находка. С правой стороны от входа, в угловой части зала находится оригинальная антресоль с функцией буккроссинга.
У входа в экспозиционный зал расположены справочно-информационные киоски, содержащие вводную и дополнительную к основному содержанию экспозиции информацию.
У основной экспозиции есть еще одно небольшое дополнение в вестибюле культурно-досугового центра. Там размещен стеллаж с ячейками, заполненными лайтбоксами, в которых будет размещаться текущая информации о культурных событиях в Алтайском крае, посвященных памяти В.С. Золотухина (детский театральный фестиваль «Исток», фестиваль молодежных театров им. В.С. Золотухина и др.).
В своей работе проектировщики музея руководствовались убеждением, что современный музей нельзя ставить в зависимость от условий и уровня развития места его расположения. Музей должен ориентироваться на общую тенденцию на практику передовых музеев, иметь большой внутренний потенциал развития и стремиться быть в авангарде музейного дела.